Рaris.chance продолжает серию статей по книге Бертрана Мейер-Стабле «12 кутюрье. Женщины-легенды, изменившие мир». Рубеж ХIХ – ХХ веков стал определяющим моментом в истории европейской цивилизации, и мода, как неотъемлемая часть человеческой культуры, откликнулась на него своими исканиями и достижениями. Не удивительно, что первая половина ХХ века оказалась щедрой на таланты, масштаб которых нам кажется великим даже с позиций сегодняшнего дня.
Признаться, при написании статей, посвященных ярким личностям, авторы сталкиваются с огромной проблемой – детали! Они оказываются очень важными и совершенно не случайными, поэтому выбрать интересные факты просто невозможно! Наверное, в судьбе людей, кому уготовала великая участь изменить мир в каком либо из его проявлений, случайностей не бывает. Как и не было их в жизни Жанны Ланвен.
Когда в 1925 году Жанна Ланвен получила орден Почетного легиона, то ее верный друг и заказчик Саша Гитри, вручавший ей эту высокую награду, воскликнул: «Да здравствует правительство, которое награждает фею!» Как вы уже поняли, сегодня наша героиня – фея по имени Жанна Ланвен))) Будучи старшей среди своих 11 братьев и сестер, она начала работать в тринадцать лет. Сложно представить себе карьерную лестницу ученицы в модной лавке, выросшей до владелицы престижного модного дома, в котором одеваются представителя королевских семей. Безусловно, для такого рывка нужно недюжинное упорство, вера в себя и огромный талант.
Дадим слово Бертрану Мейер-Стабле: «Ученица — это скорее прислуга, чем работница. Девчонка на побегушках. У нее нет никаких прав. Как проходит ее обучение? Целый день ей кричат, чтобы она «повозила магнитом» по полу, — так собирают упавшие булавки, а потом вымела обрезки ниток и ткани. Еще она подбирает для каждой ткани, идущей в работу, подходящие по размеру иголки и нужного цвета нитки. Приносит и уносит рулоны тканей, держит холст, из которого вырезают форму, по мелочам помогает мастерицам, бегает за водой, кофе и сигаретами. Чтобы чему-нибудь научиться в таких условиях, нужно дружеское расположение мастериц, а главное, желание самой ученицы. Сколько ей платят? Очень мало или вообще ничего, ведь она только учится. В конце концов, особо одаренная или невероятно настойчивая ученица все же становится швеей, и тогда ей удается постигнуть кое-какие секреты ремесла, затем мастерицей, а потом младшей или даже — но так бывает очень редко — старшей закройщицей.»
Максимум, о котором могла мечтать юная Жанна Ланвен, это стать старшей закройщицей! Что же помогло ей вырваться из уготованного формата и взлететь в своей профессии, в буквальном смысле, до небес?
Любопытный факт: свой первый золотой, который ей удалось купить на сэкономленные за несколько лет деньги, Жанна Ланвен хранила всю жизнь, как талисман. Один раз в году – на праздник Сретения, она приносила его в свои мастерские, чтобы мастерицы могли подержать монетку в руках и привлечь к себе удачу))
Однако, в 90-е года позапрошлого века до этого еще было далеко! Работая у известных шляпных мастеров того времени, Жанна Ланвен обучилась ремеслу изготовления шляпок и аксессуаров, в частности, искусственных цветов, украшений из лент, отделки для верхней одежды. Талант и трудолюбие способны творить чудеса, когда они встречаются в одном человеке! В 1885 году восемнадцатилетняя Жанна начала работу с известной испанской модисткой Марией-Бертой Валенти, которая помогла ей овладеть всеми тонкостями высокой моды.
Жанна не скопила денег на собственное дело, зато она накопила опыт. «…. с непреклонной решимостью, какой отличаются основатели династий, она решает открыть свое дело. Берет кредит в триста франков и снимает две комнаты под самой крышей на улице Марше-Сент-Оноре. Эта шляпная мастерская станет фундаментом, на котором она выстроит империю высокой моды...»
На данном этапе жизнь Жанны Ланвен протекала предсказуемо. Наработка клиентуры, посещение таких модных мест, как ипподром, где отдыхает великосветская публика и где можно уловить дух времени создание новых моделей шляпок, чепчиков, капоров, беретов, шляп, украшенных бархатом и кружевами, букетами хризантем, роз и фиалок. Архивы дома Lanvin сохранили фото конца девятнадцатого века, с которого на нас смотрит серьезная дама, воплощение уверенности в себе и абсолютного самоконтроля. История принимает иной оборот, когда в жизни Жанны Ланвен появился человек, заставивший раскрыться строгое сердце и во сто крат усиливший ее творческие ресурсы. Этим человеком стала дочь Маргарет.
Для многих женщин работа и счастье материнства вступают в конфликт. Жанне Ланвен удалось одно выразить через другое. Будучи перфекционисткой, она хотела, чтобы ее дочь стала образцом хорошего вкуса и безупречного воспитания, поэтому талантливая мама взялась за швейную иглу, создавая прелестные детские платья. «На пляжах Довиля и Биаррица дамы в жемчугах, в браслетах разных цветов — по одному на каждый день недели — будут настойчиво искать знакомства с этой скромной, приветливой буржуазкой и умолять, чтобы она одевала их маленьких дочек, наследниц громадных состояний или знатных имен».
В 1908 году в магазине Lanvin открылся отдел детской одежды. Виртуозное умение Жанны Ланвен работать с капризными материалами, ее вкус, талант и, главное, искренность в деле создания детской моды позволили освободить детское тело от неудобной старомодной одежды, которая сковывала движения. Все ее вещи были сшиты вручную, дышали свежестью и очарованием. Наряды Lanvin на детях стали показателем уровня благополучия их родителей. Самыми знаменитыми предметами детской одежды от фирмы Lanvin стали вещи, созданные в тридцатые годы для маленьких английских принцесс Елизаветы и Маргариты-Розы, дочерей Георга VI. Точно такой же гардероб, только в миниатюре, Жанна Ланвен изготовила для их кукол!
Так от мастера отделки Жанна Ланвен проделала путь до модистки, а затем от модистки – до кутюрье. Впервые в этом качестве она фигурирует в «Ежегодном альманахе парижской торговли» за 1909 год. По мнению критиков, туалеты от Lanvin не всегда отличались оригинальностью кроя, но они всегда выделялись оригинальной отделкой, вышивкой, узорами из бисера и другими, порой совсем мелкими деталями. Их нельзя было спутать с другими платьями благодаря изысканным сочетаниям фактуры и текстуры тканей, а также очень необычному чувству цвета. «Вышивка, в том числе вышивка бисером, два важнейших элемента стиля Ланвен, часто появляются на поясах, украшенных кисточками и бахромой, и на подоле юбок, доходящих до щиколотки.
А еще Жанна любит отделывать платья сутажом… Иногда самые эффектные элементы отделки выполнены из той же ткани, что и платье, особым образом обработанной либо использованной в качестве аппликации…». Жанна Ланвен очень неравнодушна к выбору цветовой гаммы, поскольку ей близка живопись. Собственно, и платья она создавала, как художник создает свое творение на полотне, тщательно подбирая цвета и фактуры.
В 1917 году Жанна Ланвен с дочерью переезжают в фешенебельную квартиру в 16-м округе, в доме 9 по авеню Бюжо. Тем временем фирма Lanvin уже успела целиком занять дом 22 по Фобур-Сент-Оноре. Теперь здесь работают все родственники Жанны: семья для нее всегда много значила. На двери ее кабинета написано только одно слово: Madame. Сама мадам не изменила собственным принципам – все так же волосы стянуты узлом на затылке, вежливый, но холодный и непроницаемый взгляд… «Она получает удовольствие, создавая платья, похожие на сон, — из органди и муара пастельных тонов, отделанные лентами, цветами из ткани (иногда закрепленными у пояса) и кружевом. При этом она вдохновляется экзотическими или историческими костюмами; и, в конце концов, разрабатывает модель так называемого стильного платья с лифом-корсетом на китовом усе, стянутого в талии и с пышной юбкой до щиколотки. С этим платьем нужно носить шляпку с лентами в стиле «пастушка» и туфельки с острыми носами. Все то, что отвергает Коко Шанель.»
Жанна Ланвен возглавила традиционное направление женской моды, тогда как Мадемуазель Шанель привнесла собой дух современности и бунтарства. Им сложно было соперничать, ведь они были такими разными! Шанель – сама себе реклама, ее внешность совпадает с тем образом, который она доносит до целевой аудитории, а Жанна Ланвен устанавливает дистанцию между собой и заказчиками. Ее искусство – для аристократов красоты, поэтому скандалам и шумным интервью своей визави она предпочитает ….. чистое творчество. Платья все скажут за нее!
А что же заказчицы, как им сделать правильный выбор? Не так уж все сложно! В их представлении Lanvin - это классика, эталон хорошего вкуса. Поэтому зачастую клиентки надевают к обеду «маленькое платье от Шанель», но к вечернему чаю непременно переодеваются в «туалет от Lanvin».
Отдельной темой является отношения Жанны Ланвен с художниками, артистами, писателями. Основав собственную империю, она смогла дать волю всем имеющимся у нее творческим ресурсам. Так была открыта красильня для создания новых оттенков и цветов. Ах, этот знаменитый «голубой от Lanvin», который Жанна позаимствовала у итальянского художника XV века Фра Беато Анджелико!
Кроме голубого, есть еще коралловый, нежно-розовый, розовый «полиньяк» (созданный специально для дочери), вишневый, сливовый, нежно-зеленый, зеленый «веласкес» (в честь великого живописца). У Жанны, без сомнения, было врожденное чувство цвета, и она совершенствовала его в общении с художниками.
Знаменитые актрисы того времени были одеты в Lanvin как на сцене, так и в жизни. Например, Жанна Ланвен одевала всех трех мадам Гитри! Причем, после развода все они оставались ее клиентками. Она участвовала в подготовке и оформлении многих спектаклей и театральных интерьеров. В 1901 году она создает мундир академика для Эдмона Ростана, автора «Сирано де Бержерака».
Она одевает поэтессу Анну де Ноай и, позднее, романистку Луизу де Вильморен. Вместе с известным художником-оформителем и архитектором Арманом-Альбером Рато она открыла новый отдел фирмы Lanvin, который занимался оформлением интерьеров. Их первая совместная работа - оформление интерьера в театре «Дону», недалеко от Оперы. Интерьер похож на шкатулку, выложенную синим бархатом, с резными вызолоченными деревянными панелями. Затем они вдвоем оформляют магазины Lanvin на Фобур-Сент-Оноре: в этой работе вполне проявляется их «необузданное воображение». Чего стоит одна только клетка лифта, «узорная решетка с фигурами в прямоугольной рамке» — поразительное, немыслимое зрелище. Дубовые панели, монументальные двери — все это похоже на великолепную галлюцинацию. По просьбе Жанны Рато создает эскиз роскошного флакона для духов «Arpège» в виде черного шара.
Однако, знаменитую марку дома Lanvin придумал другой художник — Поль Ириб. Он создал стилизованный двойной портрет, на котором изображена Жанна с маленькой дочерью, их юбки и шаль на голове Жанны вздымаются от ветра.
Говоря о доме Lanvin, нельзя обойти вниманием парфюмерию. В 1924 году на Елисейских Полях открылось новое подразделение Lanvin Parfum S. A. Духи — органичная, неотъемлемая составляющая той концепции моды, которой придерживалась Жанна Ланвен. Она знала, что индивидуальный, неповторимый стиль обретает завершенность только, когда к зрительному впечатлению добавляется обонятельное. «Irisé», «Kara Djenoun», «Le Sillon», «Chypre», «Comme-si Comme-ça», «J’en raffole», «La Dogaresse», «My Sin», «Pétales froissés», «Arpège», «Âme perdue», «Rumeur», «Prétexte», «Scandal»… Мы словно попадаем на страницы энциклопедии парфюмерного искусства! При создании духов Arpège, которым суждено было стать ароматной визитной карточкой Lanvin, мадам Ланвен выразила свои пожелания коротко и ясно: «Мне нет дела до моды, нет дела до бюджета. Мне нужно совершенство!» Дочь Маргарет (она же Мари-Бланш) дала этому аромату музыкальное название, с которым духи и вошли в историю высокого парфюмерного искусства.
История Жанны Ланвен настолько интересна и насыщена, что нам явно не хватает формата статьи. Эта удивительная женщина покинула нас 6 июля 1946 года. На тот момент она более полувека стояла у руля своего модного дома – уникальный случай! Приняв процветающий дом Lanvin в свои руки после смерти матери, Мари-Бланш де Полиньяк попробовала управлять им самостоятельно, но впоследствии приняла мудрое решение – пригласить профессионалов.
Сегодня традиции Жанны Ланвен продолжает Альбер Эльбаз (линию мужской одежды, Homme Lanvin, создает другой модельер, Люка Оссендривер). Эльбаз последовательно и с успехом придерживается стратегии, разработанной когда-то самой Жанной Ланвен, — разрушать возрастные барьеры, создавать одежду, которая могла бы прекрасно сидеть на любой фигуре, и одевать женщину с ног до головы.
Личность Жанны Ланвен во многом остается для нас загадкой. В детстве она была неразличима в тени своих родителей, позднее померкла в сиянии своей дочери и всегда казалась маленькой и незаметной на фоне своей работы. При этом она была смелым новатором. Ее вклад в мировую моду велик и многообразен, ее находки сохраняют ценность до сих пор. Ее профессиональные интересы были многогранны: головные уборы, детская и мужская одежда, высокая мода, духи, меха, белье, украшения… Дом Lanvin обязан ей всеми своими достижениями.