Рaris.chance близится к завершению серии статей по книге Бертрана Мейер-Стабле «12 кутюрье. Женщины-легенды, изменившие мир». Нам осталось познакомиться с двумя персонажами - нашими современницами, творчество которых до сих пор формирует лик современной моды. Итак, сегодня наша героиня – «Королева Вив» или «Дама Вивьен», как гласит ее официальный титул, присвоенный Королевой Великобритании. На самом деле, более емкое определение этой удивительной женщине дает титул «примадонна эксцентриады». Конечно же, речь идет о создательнице дерзкой, вызывающей и нонконформистской одежды Вивьен Вествуд. Вот уже сорок лет она остается одним из самых ярких и самобытных дизайнеров нашего времени. Смелость, виртуозное владение профессией и блистательное чувство юмора сделали ее культовой фигурой, и если прежде ее считали специфичным и абсолютно маргинальным явлением, то сейчас британское общество смотрит на нее, как на последнего оракула стиля и новаторства.
Вивьен Изабель Суайр (Vivienne Isabel Swire) родилась в графстве Дербишир в небогатой семье, которая жила скромно, но счастливо. В семнадцать лет юная Вивьен поступила в художественную школу на отделение ювелирного искусства, но тяга к экспериментам взяла верх. Курсы бухгалтеров, танцы до упаду, замужество, первые попытки дизайна…. Через пару лет судьба свела ее с Малкольмом Маклареном, и этот союз стал поворотным событием в жизни обоих молодых людей. Вот как описывает их пару Бертран Мейер-Стабле: «Будущий менеджер Sex Pistols уже тогда интересуется музыкой, но все же делает выбор в пользу изобразительного искусства. Макларен – большой оригинал. Он прилагает невероятные усилия, чтобы выглядеть как уличный хулиган и при этом рассуждает о дадаизме в искусстве. Вивьен тоже производит впечатление: восхитительная женственная фигура, стройные мускулистые ноги, живая выразительная речь. В этой женщине все неординарно!»
«Когда я ее встретил, она покорила меня, - вспоминал Малкольм Макларен, - Вивьен – самоучка, у нее невероятно ловкие, искусные руки. Это фея, и в то же время неутомимая труженица. Когда я уходил из художественного училища, преподаватели внушали нам, что лучше быть великолепным неудачником, чем преуспевшей посредственностью... Поскольку я происходил из семьи портных, а у Вивьен были золотые руки, нам удалось скопировать костюм Элвиса Пресли с фотографии на обложке пластинки, синий костюм из люрекса. Я надел этот костюм и прогулялся по Челси. В конце концов, меня заметил один парень, у которого был магазинчик пластинок с музыкальным автоматом, и он разрешил продавать одежду моего изготовления в углу магазина.»
В те годы свингующий Лондон веселился без удержу. Появление «Битлз» ознаменовало собой новый этап молодежной культуры с отказом от надоевших условностей. Девушки надели мини-юбки, повсюду царил романтический декаданс и анархистские настроения – наступил момент, когда улица определяла подиум, а не наоборот. Конечно, феномен панк-культуры проявится в Лондоне гораздо позже, но Вивьен и Малкольм начали закладывать его основы еще тогда, в конце 60-х годов. Дадим слово самой Даме Вивьен: «Вначале я не предполагала, что стану модельером. Я просто помогала другу шить одежду для молодых бунтарей. Я черпала вдохновение в уличной моде пятидесятых годов. Движение хиппи, в котором заключался весомый элемент политического протеста, открыло нам, насколько прогнившим был тогдашний мир. Думаю, в семидесятые годы начался период ностальгии. Малкольм через рок-музыку, а я посредством одежды передавали старшему поколению послание бунтующей молодежи, которая отвергла их правила, их запреты и их мораль. На практике это выразилось вот в чем: мне надо было перешивать старые вещи пятидесятых годов, я распарывала на них все швы и раскладывала детали на столе. Так родилась моя фирменная техника.»
В ее бутике на Кингз-роуд всегда толпился народ, а вывеска менялась каждый раз, когда в мире громко заявляло о себе какое-нибудь новое общественное и культурное движение. В 1971 году магазин назывался Let It Rock и торговал одеждой в стиле пятидесятых. Классические мужские костюмы, туфли на толстой подошве, одежда в стиле рокеров и тедди-боев. В 1972 году вывеска гласила: Too Fast to Live, Too Young to Die, в магазине продавались кожаные куртки байкеров, а в 1974 году магазин получил провокационное название Sex – началась эпоха черного латекса, стальных аксессуаров и прочих фетишистских штучек. Сама Вивьен об это сказала следующее: «Я старалась точно воспроизвести все, даже самые мелкие и интимные детали костюмов из латекса, которые можно было увидеть в специализированных журналах, и сделать так, чтобы эту одежду начали носить обычные девушки, служащие и секретарши.»
Вивьен и Малкольм отразили дух окраин. Макларен, как непримиримый враг системы, стоял у истоков панк-движения. По сути, именно модели одежды Вествуд и Макларена сформировали стиль «панк», а музыка группы Sex Pistols (менеджером которой был тот же Макларен) наполнила это движение музыкальным контентом. Вивьен являлась живой рекламой нового стиля, гордо шествуя по Кингз-роуд в мини-юбке, украшенной цепями и замками, в дырявой майке, в туфлях на шпильках и виниловых чулках. Со временем к этому добавился платиновый цвет всклоченных волос, подчеркнутая бледность лица, темно-красная помада и густая подводка глаз – представьте себе, как эффект она производила!
Мода в стиле панк стала массовым увлечением, так как она символизировала неприятие существующих порядков и отвергала мирные атрибуты «детей цветов». Теперь рваные линялые джинсы, косухи с английскими булавками и ирокезы ярких цветов гораздо больше отвечали настроениям общества. Если эта мода и брала какие-то классические элементы, то только для китча и пародии. Квинтэссенция и живое воплощение всего того, что пара Вествуд – Макларен хотела сказать людям – это Sex Pistols, голос целого поколения и кошмар британских матерей. В отчаянной попытке остановить победное шествие группы радио ВВС отказалось проигрывать хит God Save the Queen в год серебряного юбилея королевы. На конверте винилового диска группы лицо Елизаветы II казалось как-бы зачеркнутым названиями группы и песен! В 1977 году Вивьен и Малкольм арендовали прогулочный катер, на котором Sex Pistols должны были дать концерт прямо во время прогулки по Темзе. Естественно, все завершилось допросом в полицейском участке.
На фоне такой насыщенного бунтарского существования распад Sex Pistols мог сыграть роковую роль в жизни супругов. Однако, как и положено нон-конформистам, Вивьен и Малкольм нестандартно реагировали на жизненные перипетии. Они отправились ….. в музей Виктории и Альберта для работы с архивами. Ими двигало желание черпать вдохновение в чем угодно, лишь бы не приспосабливаться к скучной повседневности своей эпохи. По воспоминаниям их друга Джина Крелла, «они просмотрели абсолютно все: от костюма североамериканских индейцев до причудливых лохмотьев изгоев и отверженных. В итоге, они нашли подходящую тему: романтические пираты дальних морей.» Можно сказать, два флибустьера отыскали клад! Отныне мода от Вествуд – Макларена окрасилась в неоромантические тона, а бутик приобрел очередное название World Ends. Разместившаяся в нем новая коллекция поражала легкостью и насыщенностью, она рассказывала о золоте и сокровищах, о приключениях и открытиях. На голове у Вивьен красовались огненно-рыжие волосы, на зубах – золотистая папиросная бумага, а сама она была завернута в японскую ткань цвета индиго, и больше никаких цепей! Эта коллекция не оставила равнодушными таких звезд поп-музыки, как Бой Джордж и Дэвид Боуи. В обновленном бутике находились часы с тринадцатью делениями, и стрелки их двигались в обратном направлении. В день открытия магазин представил пиратские рубашки и куртки апачей, первой клиенткой стала Диана Спенсер, купившая красно-белое платье, после чего магазин был атакован целой толпой девушек, желавших приобрести то же, что и будущая Леди Ди.
Ничто не вечно под луной. В какой-то момент два «террориста от моды», придумавшие метод деконструкции и впервые начавшие так искусно подгонять товар под вкусы потребителя, расстались, чтобы каждый пошел своим путем. «Вивьен не любила поп-музыку, - огорчался Макларен, - она слушала Брамса. Ее тянуло к культуре. А у меня культуры хватало, но я думал только о том, как бы поглумиться над ней». В итоге, Макларен с головой ушел в музыку, а Вивьен посвятила себя миру моды, становясь все ближе к haute couture. Она с успехом провела первое дефиле в Париже и постепенно стала взрослеть вместе со своими поклонницами, и весной 1997 года британские газеты сообщили, что «королева панка превратилась в бабушку», на что Вивьен ответила новой провокацией, которая крылась не в фасоне, а в возрасте манекенщиц. Твидовые костюмы, платья для коктейля и почти скромные шляпки демонстрировали на подиуме девочки от тринадцати до пятнадцати лет. Вивьен с новым супругом (творческим директором ее дома) специально ездили по школам, отбирая подходящие кандидатуры. Зрители показа, пришедшие в салон лондонского отеля Dorchester, едва не уронили чашки с чаем. Скандал, возмущение! Вивьен, цель которой состояла в том, чтобы побороть повальное влияние группы Spice Girls, «из-за которой девушки стали одеваться, как троглодиты», вынуждена была оправдываться: «Это дефиле – всего лишь игра, и в платьях, которые показывают мои девушки, нет ничего извращенного. Просто они не похожи на остальные. С самого детства я восставала против несправедливости, глупости, против истеблишмента. Вначале я думала, что смогу изменить мир, а потом поняла, что мы ничего не можем изменить…. Большинство людей не чувствуют разницу между консерватизмом и традицией. Консерватизм – это подражание. А в рамках традиции есть место для фантазии. Я пытаюсь жить в мире идей через посредство моды».
«Мода приходит не из Америки, не с Востока, мода делается в Европе, - сказала однажды Вивьен Вествуд, - так сложилось исторически. Подлинная, непреходящая мода – это своего рода обмен идеями между Францией и Англией. У Франции – завершенность, внимание к деталям, роскошь. У Англии – английский костюм, очарование простоты и непосредственности». Неудивительно, что Вивьен с ее неистощимой фантазией считается одним из престижнейших театральных дизайнеров. Она шьет костюмы для постановок Королевского балета в Ковент-Гардене, для венского Бургтеатра, для Фестиваля искусств в Ганновере, …
Вивьен Вествуд трижды удостоилась звания Британского дизайнера года, а в 2004 году в Музее Виктории и Альберта открылась ретроспективная выставка ее работ. Сегодня Вивьен активистка различных социальных движений в не меньшей степени, чем кутюрье. По ее собственному признанию, мода ее привлекает, как инструмент влияния и продвижения собственных идей. Она уже не слушает рок, не смотрит телевизор, бросила курить, стала вегетарианкой, увлеклась йогой, спасает планету. В мире глобализации Вивьен очертила собственное пространство, куда вход с чужим уставом строго воспрещен. Она может позволить себе невиданную в наши дни роскошь: оставаться художником, подчиняя маркетинг полету творческой фантазии. Начав с гениальных провокаций, эта неукротимая англичанка создала бунтарский, самобытный стиль, который навсегда вошел в историю мировой моды.
God, save Vivienne Westwood!