Рaris.chance продолжает серию статей по книге Бертрана Мейер-Стабле «12 кутюрье. Женщины-легенды, изменившие мир». Нелегко писать об авторе биографических книг, которая дает исчерпывающие интервью и любит поговорить о моде. Но мы не ограничимся цитированием Сони Рикель, а попробуем прочитать «между строк» самые интересные факты ее жизни.
Первый бутик Сони Рикель открылся в памятном 1968 году, впитав в себя дух перемен и нонконформизма. На тот момент она входила в весьма немногочисленную группу модельеров, стоявших у истоков прет-а-порте, то есть, готовой одежды серийного производства для массового покупателя. Критики называют моду от Сони Рикель двойственной – женственной и в то же время подчиненной строгим ограничениям, в каждой ее модели обязательно есть деталь, «которая меняет все». Удобный мягкий трикотаж, обилие черного цвета, стразы, маленькие шапочки, длинные, как боа, шарфы. В знак протеста против надоевших клише она поставила моду с ног на голову, начала выставлять напоказ то, что обычно скрывают – выворачивала жакеты наизнанку, делала швы на лицевой стороне, не подрубала рукава и юбки, упразднила подкладку. Именно она ввела в практику футболки с надписями. Говоря о внутренней двойственности, присущей стилю Sonya Riekel, критики ссылаются на астрологию (знак Близнецов) и мультикультурность, в которой выросла Соня Рикель.
Она родилась в Париже в буржуазной еврейской семье русско-румынского происхождения со всеми «вытекающими последствиями» в виде чеховской атмосферы, церемониями чаепития и безусловной любви к искусству. При этом, родители воспитали дочь, как настоящую француженку, и в итоге уже в юном возрасте Соня решала для себя вполне взрослые вопросы. Тот факт, что в Средние века женщин с огненно-рыжими волосами сжигали на костре, только стимулировал ее «оппозиционность». Она решила стать «гордой и сильной. Для гадкого утенка, каким я себя считала в детстве, такая позиция была предпочтительнее». Вот и истоки двойственности – девочка из еврейской семьи с детства получила прививку благопристойности: послушная жена, примерная мама, но как быть ранимой душе, жаждущей пойти по другому пути совершенствования? Может быть, в этом внутреннем противоречии и кроется секрет Сони Рикель – по сути, каждая современная женщина (независимо от происхождения и места проживания) балансирует между традицией и бунтарством, находя свой уникальный вариант решения. Поэтому творчество Сони Рикель оказалось ей близким, понятным и однозначно востребованным.
Провалив выпускной экзамен, юная Соня вплотную занялась рисованием. В моду она попала практически случайно, впрочем, не обошлось без событий, достойных голливудского сценария. Чтобы хоть чем-то заняться, она поступила оформителем витрин в модный «Дом белья». Витрины получились настолько интересными и оригинальными, что однажды …. Вот как об этом вспоминает сама Соня Рикель: «Как-то утром директор вызывает меня к себе в кабинет. Там сидит пожилой господин с седой бородой. Он говорит: «Мадемуазель, у вас большой талант. Мне сказали, что это вы отбирали платки для витрины. Мне хочется купить их все сразу.» Я говорю: «Спасибо, месье». А потом я узнала, что это был Матисс». Случайностей не бывает! Мода нашла свою будущую героиню. Затем последовала цепочка закономерных событий – замужество за Сэмом Рикелем, владельцем бутика в центре Парижа, первые модели: платье из джерси для беременных (Соня создала ее для себя), удобный пуловер из венецианской пряжи, разработанный Соней также для себя и моментально вошедший в моду среди парижан.
Параллельно с этим, судьба бьет ее с неожиданной стороны – после первой дочери пять выкидышей подряд, затем рождение сына, который в результате врачебной ошибки … потерял зрение. Младшая сестра Сони написала об этом периоде: «Чтобы забыть о своем горе, она начинает работать как одержимая. И вначале создает одежду, которую легко надевать на ощупь, что-то вроде алфавита Брайля. Отсюда же, надо полагать, и ее необычное пристрастие к черному цвету.» Дочь Сони Рикель – Натали с этим согласилась: «Все вышло из этого. Слепота Жана-Филиппа превратилась для Сони в своего рода творческий импульс. В день, когда она услышала диагноз, ее мир рухнул. Чтобы жить дальше, ей пришлось искать резервы внутри самой себя…»
Два года Соня практически не выходила из дому. Затем был развод, после которого Соня Рикель стала владелицей модного бутика на улице Гренель, и напряженная работа, помогавшая ей отвлечься от окружающей реальности.
Модный дом Sonya Rykiel, действительно, дитя своего времени. Он отразил историю целого поколения женщин, которые искали свой новый образ, и историю модельеров, желавших преобразить мир моды. В 1968 году Францию трясут молодежные волнения, Баленсиага закрывает свой модный дом, с горечью заявив, что высокая мода умерла. В 1971 году уходит из жизни Коко Шанель. Мир готов принять новые правила. Вот что об этом пишет Б.Мейер-Стабле: «Конец шестидесятых – время расцвета одежды прет-а-порте. Выросло поколение, родившееся в эпоху бэби-бума, и в армию покупательниц влились миллион триста тысяч девушек. Происходит революция, которая полностью и бесповоротно изменит лицо мировой моды. Появляется новый образ женщины: это образ юности. С благословления Федерации предпринимателей производители готовой одежды берут на работу молодых рисовальщиков, которые придадут моделям прет-а-порте изысканность и разнообразие, внесут в них живость, фантазию и самобытность…»
В чем особенность стиля Сони Рикель? С самого начала она сделала ставку на трикотаж. Узкие облегающие свитера, вязаные манто с большим меховым воротником, трикотажные блузы с широкой горловиной, платья-футляры. Сама Соня признавалась: «Я хочу разрушить каноны, уничтожить диктаты, хочу дать моде выплеснуться через край. Дать ей развернуться, раскрыться, создать образ жизни подходящий такой женщине, как я. Женщине с детьми. Женщине, которая любит встречаться с мужчинами, любит обедать, ужинать, ходить в театр. Это женщина-оркестр, она живет своей женской жизнью и одновременно жизнью трудяги-рабочего.» В другом интервью она сказала следующее: «Я вошла в моду, сама того не желая. Десять лет я твердила себе: все, хватит, это будет в последний раз. Ни среда, где я воспитывалась, ни мой склад ума, ни опыт работы не подготовили меня к этой профессии, которой тогда, впрочем, еще не существовала – профессии модельера. Вначале я еще не верила в свои силы и просто создавала сама для себя вещи, которые не могла найти в других бутиках. В итоге, именно неведение оказало мне самую большую поддержку. Я продвигалась на ощупь, я экспериментировала, одним словом, изготавливала самоделки. Но именно о таких самоделках мечтали тогда тысячи женщин». Когда-то Квентин Тарантино признался, что он не учился снимать кино, он просто ходил в кино. Вероятно, таков почерк гения – следовать интуиции и даже «задания для первокурсников» превращать в классику жанра. Но вернемся к Соне Рикель. Тот факт, что она осталась дилетантом в моде, человеком со стороны, позволяет ей нарушать незыблемые правила и переворачивать вверх дном пропорции в одежде. Возможно, поэтому Жан-Поль Готье не пропустил ни одного ее показа, а Карл Лагерфельд заказывал съемку ее дефиле. В «Словаре наизнанку» она предложила термин «Антимода», определив его, как «создание моды в соответствии со своей фигурой, по своей надобности, а не по прихоти кутюрье. Такой принцип смещает акценты, отвлекая внимание от модельера и сосредотачивая его на конкретной модели». Она создавала костюмы, которые легко видоизменить. Объемные многофункциональные вещи вроде «одежды-одеяла» могли пригодиться и в путешествии, и в чрезвычайных обстоятельствах. В свободное манто из букле можно было закутаться с головой, длинная накидка из джерси защищала свою обладательницу как от холода, так и от чужих взглядов. Просторная одежда стала одним из фирменных изделий Sonia Rykiel.
За пристрастие к черному Соню сравнивают с Шанель, кто-то из журналистов даже прозвал ее «Коко Рикель». «Шанель шла по жизни так, как люблю это делать я, - призналась Соня Рикель, - имея в своем гардеробе несколько костюмов, которые никогда не выходят из моды, мягких и удобных, как шарфы. Она олицетворяла не столько моду, сколько определенный образ жизни, который не устарел и сейчас. И тип женщины, усвоившей некоторые мужские привычки. Этот тип всегда вдохновлял меня».
Соня Рикель – истинная парижанка, обожающая свой город. Сейчас она живет и работает в двух шагах от знаменитого квартала Сен-Жермен-де-Пре, где сосредоточены литературные кафе и влиятельные издательства. Любопытный факт: когда в самом сердце шестого округа Парижа стали открываться один за другим бутики известных марок, местные жители начали протестовать, но к магазину Сони Рикель никаких претензий нет и не было – она пользуется режимом наибольшего благоприятствования. Из своего окна Соня видит каштаны, дом знаменитого архитектора Пьера Шаро и иллюминированную верхушку Эйфелевой башни. Ее квартира заполнена произведениями искусства и книгами. Она любит читать и писать, при этом не скрывает свою неуемную жажду к жизни, к красоте, роскоши, шоколаду, мужчинам…. ))))
Модный дом Rykiel неотделим от клана Рикель. Руководство модным домом взяла на себя Натали, дочь Сони, линию аксессуаров – сестра, управление – зять, представление марки на американском континенте – внучка. Нельзя не сказать, что уже долгие Соня Рикель страдает болезнью Паркинсона, о чем она призналась в своей книге и последующем интервью журналу Elle. За пятнадцать лет никто, кроме семейного окружения, даже не догадался о ее борьбе за здоровье. Настоящая королева-мать, достойно несущая корону модного клана Rykiel.
Фото:www.theredlist.com/