Рaris.chance продолжает серию статей по книге Бертрана Мейер-Стабле «12 кутюрье. Женщины-легенды, изменившие мир». Героиней сегодняшнего рассказа является Эльза Скиапарелли.
Как мы отмечали в предыдущей статье, посвященной Мадемуазель Коко, Шанель является своеобразной реперной точкой, по которой мы, так или иначе, сравниваем всех кутюрье первой половины ХХ века. Но Эльза Скиапарелли – особый случай. Их соперничество с Шанель было настолько очевидным, что казалось, само провидение решило одновременно испытать две версии одного и того же замысла, чтобы посмотреть, что из этого получится. Поэтому не удивляйтесь тому, что свой рассказ мы начнем со слов Бертрана Мейер-Стабле о сопоставлении Скиап и Шанель.
«Шанель против Скиапарелли. Коко против Эльзы. Классицизм против барокко. Прагматичная крестьянка против сумасбродной аристократки. Улица Камбон против Вандомской площади… Обе женщины вполне сознают важность своей роли. Они не только одевают своих современниц, в значительной мере определяют их привычки и образ жизни, но и поддерживают постоянную связь с другими видами искусства. Каждая из них, помимо основной профессии, еще и деятель искусства, вдохновительница светской жизни, меценатка. Если мы рассмотрим процесс обновления моды в 20 и 30-е годы ХХ века, то увидим, что Шанель и Скиапарелли представляют две его стороны: Коко в 1925 году предлагает женщинам блузы и платья из трикотажного полотна, как удобную, не стесняющую движения одежду; Эльза с 1928 года из того же материала создает роскошные, причудливые наряды. … Шанель вводит в гардероб элегантной женщины трикотаж, эту одежду маргиналов, преображает до неузнаваемости простенький белый воротничок и манжеты, какие раньше носили только горничные, и предлагает модели, напоминающие военную форму. У Скиапарелли туфли превращаются в шляпы, а такие прозаические детали, как застежка-молния или аксессуары из пластика, становятся постоянными атрибутами высокой моды. Шанель укорачивает платья, думает о свободе и непринужденности движений, возводит джерси в статус модной ткани, изобретает платье-рубашку с V-образным вырезом. Скиап бросает вызов хорошему вкусу, предлагает броские декоративные детали, новые техники вышивки и осуществляет, казалось бы, немыслимый синтез классицизма и барокко.»
Чаще всего творчество Эльзы Скиапарелли характеризуется, как сюрреализм в моде, что не удивительно, учитывая ее дружбу с выдающимися художниками сюрреалистами, лидером которых являлся, безусловно, Сальвадор Дали.
Скиапарелли была ребенком своего времени, аристократкой духа, не умеющей и не желающей подчиняться капризам толпы. Кто-то следует традициям, а кто-то их создает! Владычество «сумасбродной итальянки» продлилось недолго и закончилось с началом войны, положившей край эпохе беспечности и развлечений. Но оно было очень ярким моментом в истории европейской моды!
Эльза Скиапарелли родилась в Риме. Папа – востоковед, кузен – египтолог, дядя – астроном. Девочку крестили не где-нибудь, а под позолоченными сводами собора Святого Петра! Воистину ей была уготована необычная судьба. С детства Эльза отличалась независимым характером и тягой к приключениям. За горячий нрав ее исключили вначале из итальянской, а затем из швейцарской школы. Чтобы не выйти замуж за нелюбимого, хоть и богатого русского князя, она сбежала в Англию, где работала гувернанткой. Ах, беспечная молодость! Скороспелое замужество, устрицы, шампанское и …. Муж ушел, когда закончились деньги из приданого Эльзы. Будучи поэтом и теософом, он не умел зарабатывать, но устрицы с шампанским ему, наверное, очень нравились. Тридцатидвухлетняя Эльза с маленькой дочкой на руках и без средств к существованию приезжает в Париж… Позднее, оказавшись в Америке во время войны, она будет без устали повторять, что Париж для людей искусства жизненно необходим: нигде больше их не умеют так распознавать, так любить, окружать таким вниманием и почетом. Действительно, в Париже 20-х годов ХХ века слухи о новых талантах распространялись со скоростью света. А богатая, космополитически настроенная клиентура обеспечивала им бесплатную рекламу.
Старт Эльзы Скиапарелли в Париже – это увлекательная история совпадений и счастливого случая. Но успех был бы невозможен без ее напористого итальянского характера, для которого не существовало «невозможно», если очень «надо». С одной стороны, сама судьба толкала ее в объятья высокой моды, например, путем знакомства с Полем Пуаре, который стал ей добрым другом и наставником. В истории женской моды вторая половина двадцатых годов – исключительно интересное время. Это эпоха перемен. После платьев-мешков, заниженных талий, стрижек под мальчика в моду опять входит женственный силуэт. Если раньше надо было виснуть женщину в платье стандартной конструкции, то теперь загорелое, стройное, тренированное женское тело само диктовало одежде ее очертания.
Наряду с Шанель, Эльза Скиапарелли стала родоначальницей спортивной моды. Первая модель, на которую она получила серьезный заказ, был джемпер ручной вязки. Только железная воля, итальянский темперамент и личная харизма позволили ей организовать работу женской половины армянской диаспоры в Париже, чтобы в кратчайшие сроки изготовить коллекцию джемперов по собственным эскизам. Сама она, конечно, вязать не умела, но тонко чувствовала красоту и изящество, а еще была прекрасным организатором!
Философия Эльзы проста: она понимала, что платье должно иметь свою архитектуру, должно повторять линии фигуры, и его надо рассматривать как каркас некоей конструкции. Необычность линий и деталей, эффект асимметрии, сколь угодно дерзкий, - все должно самым тесным образом взаимодействовать с этим каркасом. Чем тщательнее кутюрье следует естественным линиям фигуры, тем ярче и интереснее получится платье.
На счету Эльзы Скиапарелли много нововведений, ставших сегодня обыденностью. Например, вместо привычных пуговиц и крючков она стала использовать недавнее изобретение – застежку-молнию, которая подкупала не только своей функциональностью, но и декоративной ценностью. С тех пор мы не мыслим лыжные куртки без этой маленькой, но такой яркой детали. Задолго до Ива Сен-Лорана Эльза Скиапарелли использовала в своих моделях нестандартные прорезиненные материалы и пластик. С ее легкой руки в моду вошла асимметрия. Она ввела понятие юбки-брюк, вызвав бурю эмоций на кортах Уимблдона. Для рекламы авиационного костюма для Лили де Альварес она сама позировала на борту маленького спортивного самолета: у нее кружилась голова, но на лице сияла улыбка. Надо сказать, что Скиапарелли и Шанель стали первооткрывательницами «индивидуализированной рекламы», которая впоследствии стала обязательным элементов продвижения любого нового продукта. Впервые модный дом Скиапарелли открыл в своем помещении отдел под названием «бутик», хотя сейчас для нашей «бутиковой цивилизации» это звучит удивительно.
Эльза была искренней и страстной натурой, которая могла позволить себе делать то, что хотела и считала нужным. Именно поэтому созданные ею духи (опять параллель с Шанель!) разливались во флаконы, созданные из хрусталя Baccarat по эскизу Дали! Именно поэтому у нее хватило духу обойти требования Синдиката высокой моды, когда перед Всемирной выставкой 1937 года Синдикат предписал всем кутюрье использовать гипсовые манекены. Но если тонкая душа Эльзы не принимала пошлость, значит, настойчивость и изобретательный ум придумывали способ сделать пошлость … хотя бы оригинальной. Эльза просто уложила манекены на газон, украсив цветами, а платья развесила на бельевую веревку. Сальвадор Дали! – скажете вы, и будете правы.
Эльза, безусловно, воплощала собой европейскую элиту довоенного времени. Ей довелось работать в эпоху, когда модные журналы сотрудничали с целой плеядой одаренных художников и фотографов. Ее модели воспроизводили такие мастера, как Ман Рей, Дали, Кокто, Марсель Верес, Грюо, Кес ван Донген, Кристиан берар, Андре Борепер и Павел Челищев. Она обожала славу и знаменитостей, ей нравилось принимать гостей, ездить на ужины и танцевать на балах. Каждая ее коллекция – это тематическая фантазия свободной творческой личности, которая идеально соответствовала настроениям предвоенной Европы, поэтому и публика, и критика были очень благосклонны к Эльзе Скиапарелли. На ее театрализованных показах толпились короли в изгнании, звезды экрана, промышленные магнаты и просто обожатели. Вторая мировая война внесла в жизнь серьезные коррективы. Эльза не приняла нацизм и уехала в Америку. Ее нельзя было склонить к сотрудничеству, если она того не хотела. Знаете, что делала Эльза Скиапарелли во время войны? Выступала в качестве третейского судьи для решения конфликтов между кутюрье, два дня в неделю работала в нью-йоркском госпитале, раз в неделю – в банке крови Красного Креста, помогала в столовой, организовывала концерты и выставки под эгидой Французского координационного комитета взаимопомощи. Беспечная бабочка с картин сюрреалистов, привыкшая к обществу знаменитостей и миллиардеров, ринулась на помощь людям, не боясь ни страдания, ни смерти… Вот и сказалась разница между аристократкой Скиапарелли и крестьянкой Шанель! Первая надела белый халат с красным крестом, а вторая .. впрочем, не нам судить великих людей.
Относительный успех ее попыток вернуться в мир моды после войны привели к тому, что в 1954 году модный дом Эльзы Скиапарелли был закрыт. По иронии судьбы два дня спустя в высокую моду вернулась Коко Шанель…
Имя Скиапарелли – символ творческого, новаторского подхода к созданию одежды. Как сказал Ив Сен-Лоран, «мадам Скиапарелли презирала посредственность и с удовольствием вышвыривала за порог банальное, обыденное… Последнее слово оставалось за ней…»