12 кутюрье. Женщины-легенды, изменившие мир
Сегодня paris.chance начинает серию статей по книге Бертрана Мейер-Стабле «12 кутюрье. Женщины-легенды, изменившие мир». Наверняка, многие из наших читателей с ней уже знакомы и, тем не менее, мы с огромным удовольствием перелистаем страницы этого произведения, в котором автор по крупицам собрал интереснейшую информацию о становлении парижской моды. Традиционно понятие «кутюрье» ассоциируется с мужчиной, женщина – это скорее портниха, занятая кропотливой работой, требующей усидчивости и старания. Но в своей книге Б. Мейер-Стабле рассказал об исключительных женщинах, бросивших вызов господству мужчин в мире моды. Вместе с автором мы совершим увлекательное путешествие по модным домам прошлого и настоящего, что поможет другими глазами взглянуть на парижский стиль в перспективе времен. За каждой моделью стоит легендарная фигура ее создательницы, огромный труд, взлеты, падения, испытания и … магия таланта.
Истоки современной haute couture восходят к моде парижского двора, на которую равнялся весь цвет Европы ХVIII и ХIХ веков. Поэтому, следуя хронологии Б. Майер-Стабле, мы начинаем с рассказа об удивительной и неподражаемой Розе Бертен.
Роза Бертен и Мария-Антуанетта
Мадам Бертен – первая французская портниха, имя которой превратилось в торговую марку. Она одевала не только обитателей Версаля, но и всю европейскую аристократию. О жизни этой удивительной женщины, которая предпочла ремесло семейному счастью, можно снять увлекательный фильм, и неискушенный зритель, наверное, с недоверием скажет: «вымысел» – настолько много крутых поворотов предусмотрела судьба для модистки королевы Франции.
Роза Бертен – девочка из бедной провинциальной семьи, которая начала работать в раннем возрасте, едва научившись обращаться со швейной иглой. Ее отдали в подмастерье в местную модную лавку, где она научилась плести кружева, расшивать тонкие ткани, шить аксессуары вроде чепчиков, косынок, муфт, перчаток. У девушки был явное призвание, и хозяйка взяла ее с собой в Париж – город, где амбиции и талант приветствуются так, как нигде в мире, а впоследствии даже помогла открыть собственную лавку. Время благоприятствовало планам Розы. Впервые ремесло торговца модными товарами освободилось от королевских приказов, и отныне единственным законом, которым руководствовалась хозяйка модной лавки, было ее собственное вдохновение! Дадим слово очевидцам. Вот что пишет журналист того времени: «Портнихи, которые выкраивают и сшивают вместе разные части женского платья, портные, которые изготавливают лифы и корсажи, - это каменщики, возводящие здание; но хозяйка модной лавки, которая изобретает аксессуары, знает секреты красоты, умеет подчеркнуть достоинства, - это архитектор и декоратор.»
В современном толковании речь идет о дизайне и работе стилиста. К этому необходимо добавить, что важной частью женского образа являлась прическа. Прическа благородной дамы того периода – это полноценный рассказ о настроении и даже о событиях в ее жизни. Роза Бертен оказалась искусным дизайнером причесок. Например, для герцогини Шартской она придумала целую жанровую сцену с женщиной, младенцем, попугаем, негритенком. Чтобы живые цветы, вплетенные в прическу, не увядали, их помещали в крохотные флакончики с водой. По остроумному замечанию одного немецкого дипломата, прически светских дам в Париже – надежный источник сведений обо всех текущих событиях. Розе Бертен удалось не просто развить это направление парижской моды, но и привнести в него большие изменения. И платья, и прически стали намного легче, позволяя их обладательнице чувствовать себя свободнее.
Каким же образом девочке из Пикардии удалось стать модисткой королевы Марии-Антуанетты? Здесь мы ступаем на зыбкую почву легенд, предположений вперемешку с воспоминаниями очевидцев. Этикет Версаля в отношении королевских нарядов представлял собой целое предприятие, за каждую часть туалета, надеваемую ее величеством, отвечала отдельная фрейлина. Процесс был расписан по секундам и отработан до мелочей. «… правящий класс отыгрывал последний акт спектакля, провозглашая свое право на безоглядное легкомыслие, на безудержную роскошь. В каком-то смысле помешательство на тряпках приведет аристократию к гибели», - пишет Б. Мейер-Стабле. Талантливая, отчаянно-дерзкая как в своем творчестве, так и в жизни Роза Бертен идеально вписалась в этот спектакль. Ее услуги стоили баснословно дорого, но, тем не менее, европейская знать искала контакта с нею. При этом, новых клиентов она принимала только по рекомендации! Так Роза Бертен стала законодательницей моды высшего света, тиражируя парижский стиль за рубежом.
Когда Париж охватили драматические события, аристократы начали массовое бегство из столицы, оставляя (в числе прочего) неоплаченные счета модной лавки Розы Бертен. Любопытный факт: чтобы в революционном трибунале не узнали, сколько королеве стоили наряды, Роза Бертен сожгла кассовые книги, в которых были записаны долги Марии-Антуанетты. Перед таким поступком можно снять шляпу: простая девушка из бедной семьи проявила истинно аристократическое благородство.
Революция внесла коррективы в жизнь всех слоев французского общества. Безудержная роскошь ушла в прошлое, и даже наполеоновская эпоха оказалась для Розы Бертен чужой. Скипетр верховных правителей моды надолго перешел в мужские руки - вначале Луи-Ипполита Леруа, затем Чарльза Ворта, которого считают родоначальником высокой моды. Однако, фирменная марка эксклюзивной одежды Mademoiselle Bertin of Paris существует и поныне. Этот модный дом имеет отделения в Италии и США. А успех фильма Софии Копполы «Мария-Антуанетта» во многом обязан великолепным костюмам, которые кропотливо воссоздала Милена Канонеро по творениям Розы Бертен – верховной жрицы моды в далеком ХVIII веке.
По книге Б.Мейер-Стабле «12 кутюрье. Женщины-легенды, изменившие мир»