Одним из первых моих впечатлений от Франции на удивление оказались очереди: в музеи, на выставки, на крупные культурные и модные мероприятия и в бренд-магазин Louis Vuitton на 101, avenue des Champs Elysees. Старинная уважаемая марка, летопись которой насчитывает более 150 лет, эталон вкуса и символ состоятельности, а по совместительству и самый копируемый бренд, начинала свою историю совсем просто и незатейливо, а именно – со дня рождения ее основателя.
Мальчик Луи родился в 1821 году в маленькой французской деревушке Анше в простой семье, всю палитру деятельности которой представляли две профессии, наследуемые по мужской линии, – мельника и столяра. Именно второму - плотничеству и столярному делу Луи обучился у своего отца и в весьма юном возрасте уже прекрасно владел инструментами. Но настоящая история начинается в 1835 году, когда 14летний юноша принимает взрослое и эпохальное решение – покинуть дом и семью и отправиться в Париж. Надо сказать, что в столицу юному смельчаку пришлось добираться не иначе, как пешком, да еще и подрабатывая в пути на подсобных работах. Так были пройдены первые самостоятельные 400 километров большого путешествия к мировому успеху.
В 16 лет столяр Луи Вюиттон стал учеником знаменитого в то время производителя дорожных чемоданов — уважаемого месье Марешаля, имя которого, впрочем, сейчас нам ни о чем не говорит.
В те времена обладательницы шикарных нарядов самостоятельно могли разве что только в них дефилировать, - ни одеться, ни упаковать свои вещи для очередного вояжа без посторонней помощи модницам было не под силу. Одевали барышень горничные, а для остального существовала отдельная профессия со своими тонкостями – layetier, упаковщик.
Подлинные профессионалы ценились на вес золота, о них говорили шёпотом, как о самых больших секретах Его Величества, их рекомендовали только самым близким, дабы они не достались конкуренткам, или тем, кто выше по статусу, чтобы выслужиться. Неудивительно, что самых лучших мастеров-упаковщиков приглашали в дома именитых фамилий и даже ко двору.
Именно таким layetier стал наш герой Louis Vuitton, профессиональный столяр и упаковщик, которому парижские модницы доверяли упаковывать свои дорогие экстравагантные наряды. Кроме того, в совершенстве владея столярным искусством, для каждого платья в зависимости от его конструкции, объёма и особенностей, Вюиттон изготавливал индивидуальные ящики, сундуки и коробки с монограммами владелицы. За годы работы (более 10 лет) Луи стал настоящим виртуозом упаковки, заслужил особые рекомендации в Париже и его стали приглашать даже фрейлины императорского двора для упаковки их многочисленных туалетов.
Как-то, случай и реноме сыграли с ним еще один трюк – ему было поручено уложить в сундуки гардероб самой Ежени де Монтихо, молодой супруги императора и первого президента Франции Наполеона III. Довольная императрица назначила Луи своим любимым layetier, что дало ему возможность появляться во Дворце Тюильри.
Укрепив свою репутацию поддержкой императрицы, а свой капитал – приданным своей молодой жены, в 1854 году 33-хлетний Луи Вюиттон открывает в доме № 4 на Rue Neuve des Capucines, неподалеку от Вандомской площади, свой первый магазин «LOUIS VUITTON: MALLETIER à PARIS». Так был основан старейший модный дом Европы, и надо сказать, что момент был выбран как нельзя более подходящий. Вместе с технической революцией, появлением новых видов транспорта, стремительным развитием железнодорожной, автомобильной и пароходной транспортных отраслей, пришла мода на путешествия, которые теперь были не утомительной многомесячной необходимостью, а увлекательным, популярным светским времяпрепровождением. Дорожные принадлежности становятся необходимым аксессуаром, а Вюиттон, благодаря его опыту работы в аристократических кругах, как нельзя лучше знал, какими они должны быть, чтобы украсить путешествие.
Чтобы понять, как открытие одного магазина в XIX веке превратилось в мировое господство Компании в веке XXI-ом, мы рассмотрим все ингредиенты ее успеха в следующей части.