Вот уже несколько месяцев крупные модные дома заняты разработкой стратегии, нацеленной на мусульманских женщин. Первый решительный шаг в этом направлении предприняла в 2015 году шведская компания H&M, разметив в своей рекламе модель в характерном платке. Уже в январе 2016 года линия платков – хиджабов была запущена итальянским домом Dolce & Gabbana. Вслед за ним японский модный дом Uniqlo начал продажу туник и накидок в соответствии с критериями мусульманской моды. Не отстает от них и бренд Marc & Spencer, дополнивший ассортимент своих британских магазинов моделью купальников «буркини», в которой тело женщины закрыто от макушки головы до пяток. Эта модель уже два года успешно продается в арабских странах, но в европейских магазинах марки она появилась буквально на днях.
Тот факт, что модные дома, задающие тренд на международном уровне, совершают медленный, но верный разворот в сторону мусульманского рынка, не всем пришелся по вкусу. Этот рынок, безусловно, имеет большой коммерческий потенциал, оцениваемый специалистами в 484 миллиарда долларов в перспективе до 2019 года. Однако, в мире других, неденежных ценностей дважды два не всегда равняется четырем, порой это пять, а порой и единица, стремящаяся к нулю …. Сегодня мы хотим пригласить наших читателей к размышлению.
Министр Франции по делам семьи, детства и правам женщин Лоранс Россиньоль 30 марта дала интервью в прямом эфире радио RMC, в котором она довольно резко высказалась по поводу последней тенденции знаменитых брендов. «Меня поразили оправдания, которые находят эти марки, мол, "это просто одежда, не пропагандирующая никакого образа жизни". Словно одежда существует отдельно от образа жизни! Обратимся к истории: например, в конце 60-х годов женщины начинают открывать банковские счета, они идут в школу, в университет, они могут пользоваться контрацептивами и, одновременно с этим, они укорачивают юбки или надевают брюки. Это доказывает, что между женским нарядом и правами женщин есть связь, смысл которой заключается в контроле общества над телом женщины». По мнению госпожи министра, крупные бренды совершают ошибку: «Когда бренды развивают этот прибыльный рынок на территории стран Европы, а не Персидского залива, они отстраняются от социальной ответственности, продвигая при этом идею сокрытия женского тела под одеждой. Меня это шокирует, потому что закрыть тело женщины одеждой от стопы до кончиков пальцев на руках приведет, в конечном итоге, к ее фактическому заточению».
На попытку редактора программы выдвинуть в качестве аргумента тот факт, что некоторые женщины добровольно закрывают лицо и тело, Лоранс Россиньоль провела историческую параллель, за которую ей в тот же день пришлось оправдываться. Впрочем, подача этой цитаты в СМИ, особенно, в переводе на другие языки позволила журналистам слегка сменить акценты. Госпожа министр сказала следующее: «Конечно, некоторые женщины просто делают свой выбор …. И в Америке были негры, защищавшие рабство. Я думаю, что эти женщины в своем большинстве – деятели политического ислама, и я их воспринимаю именно, как активисток, то-есть, я вступаю с ними в противоречие на уровне идей, не принимая проект общества, который они собой несут. Я думаю, что среди них могут быть женщины, надевающие платок из религиозных соображений, но есть и те, кто хочет навязать его абсолютно всем, потому что считают платок нормой общественного поведения. Вот в чем разница между верой и политическим исламом или политическим христианством в светском обществе. Всякий раз, когда религия пытается установить правила для всех, мы выходим за пределы светскости. И действительно, сегодня есть женщины, борющиеся за политический ислам, а есть женщины, испытывающие общее давление своего окружения, которому они в итоге уступают. Наша задача – им помочь, поддержать, предоставить возможность противостоять политическому исламу.»
Несмотря на неоднозначную оценку этого интервью со стороны различных СМИ, оно заставляет задуматься над тем, насколько безобидным можно считать продвижение мусульманской моды в Европе усилиями знаковых брендов. Не лишают ли они проживающих здесь мусульманских женщин права выбора – того элемента своей культуры, которым Европа может по праву гордиться? По словам Натали Костюшко-Моризе, следующего гостя утренней программы, закрыть тело безликим нарядом противоречит моде, как таковой. С этим сложно поспорить, ведь с точки зрения отдельно взятого человека мода – это выражение оригинальности, темперамента, право быть не похожим на других, а не попытка стереть образ, словно ластиком по бумаге. С другой стороны, моду диктует уровень культуры и нравственности общества. В конечном итоге, это своего рода зеркало, в котором отражается общество со всеми своими тенденциями, настроениями, мечтами, идеалами и желаниями в конкретный момент. Нравится нам это или нет, но в современном мире, где правят деньги, встречают по одежке. Безусловно, успех любого модельера зависит от способности уловить настроения социума и преобразовать их в своем творчестве. Извечный вопрос: престижный бренд творит моду, или мода творит бренд? Где проходит грань между творчеством и бизнесом? Ответ на эти, казалось бы, беспечные вопросы имеет большое значение для будущего, так как бизнес предполагает бесстрастный расчет (делаем то, что продается), а творчество – это зыбкая почва, на которой не работают законы рациональных чисел и где последствия могут во сто крат превзойти ожидаемый результат. Порой мастер даже не осознает, каким эхом отзовется его творение через пару десятков лет. Именно тот случай, когда дважды два может дать в ответе отрицательные числа….
По всем признакам, сегодняшняя мода – скорее бизнес, чем свободное творчество. А что думаете по этому поводу вы, дорогие читатели paris.chance? Будем рады обмену мнениями!