Восточный ветер регулярно овевает французскую моду. В начале ХХ века русские аристократки, бежавшие в Европу от революции, превратили работу модели в настоящее искусство, раз и навсегда изменив отношение общества к красавицам, выходящим на подиум. Культурные отношения между Францией и Российской империей всегда были особыми и взаимодополняющими. Русский балет, созданный, кстати, французскими балетмейстерами, стал источником вдохновения для многих парижских кутюрье. Вспомним костюмы Коко Шанель для «Русских сезонов» Дягилева, костюмы Пьера Карден и Ив-Сен Лорана для Майи Плисецкой. Темы севера и дорогих мехов издавна тревожили сокрытые струны французской души, маня дальними путешествиями и неизведанными ощущениями. Но сегодня мы поговорим о влиянии русских (российских) мотивов на французскую парфюмерию. Еще в 1927 году Коко Шанель выпустила аромат Cuir de Russie (Русская кожа), апеллируя к той странице истории, когда Париж познакомился со словом «казак» и пряно-древесным ароматом березового масла, которым казаки смазывали сапоги. С тех пор палитра кожаных запахов (на основе березового масла) стала ассоциироваться с Россией.
Нынешней зимой специалисты отмечают возросший интерес к «русской коже» в нишевой парфюмерии. Палитра расширилась до степного вереска и запаха тайги, например, в аромате Russian Leather из серии Cuirs Nomades от парфюмерной компании Memo. В определенном смысле Россия – маркетинговое эльдорадо для французских парфюмеров. Начиная с эпохи железного занавеса, когда духи Chanel и Dior продавались в «Березках», французская парфюмерия ассоциируется с понятиями люкса и элитарности. Любопытный факт: духи Climat от Lancôme (аромат 1967 г.), которые Ипполит дарил Наде Шевелевой в «Иронии судьбы», до сих числится в списке бестселлеров на территории бывшего СССР, хотя во Франции этот аромат пережил свой пик и был переиздан для европейского рынка.
Некоторые бренды создают товары специально для российских потребителей, которые, как оказалось, весьма восприимчивы к презентации продукта. Пример тому - Vert Malachite и Rouge Malachite (Зеленый малахит и Красный малахит) от Armani Privé. Два импозантных флакона, сделанных в виде знакового для русской культуры камня.
Некоторые парфюмерные дома используют российский рынок для запуска эксклюзивных запахов и аван-премьер. Например, дом By Kilian подготовил специальный аромат Vodka on the Rocks: цветочно-альдегидный коктейль с нотками ландыша, шипра и кардамона для открытия бутика в Москве в 2012 году и только потом выпустил его на французский рынок. Владелец компании Килиан Хенесси (наследник знаменитого коньячного бренда) признается, что россиянки смелее француженок в выборе ароматов, но более требовательны к люксовой презентации товара: «Мой стиль секси-будуар с черными лакированными флаконами для них весьма красноречив». По словам основательницы бренда Memo, «для русских женщин аромат – способ выражения чувств».
В заключение напомним, что аромат – это часть женской натуры, которая несет окружающим больше информации, чем одежда или обувь. Мужчина может забыть, во что одета его любимая, но он никогда не забудет ее запах…