Специалисты fashion-сообщества отмечают революционные изменения на подиуме ХХI века. В создании образа модельеры опираются уже не только и не столько на концепт одежды, сколько на характер и персональную подачу. Смесь люкса и контркультуры можно назвать новой волной модельного бизнеса, который отражает, соответственно, новое видение мира. Таково требование эпохи – тенденция к отказу от тенденций, преодоление диктата. Любопытно за этим понаблюдать…
Пуховик нараспашку, который едва держится на плечах, джинсовая куртка, надетая задом наперед, спущенные рукава, пиджаки оверсайз, футболка под платьем бюстье, свитшоты с надвинутым на глаза капюшоном… Мода стала другой. В ней причудливым образом сочетается классика и базовые принципы моды, приводя к созданию самых востребованных силуэтов грядущего сезона. По мнению создателя модного бренда Off-White Вэрджила Эблоха (Virgil Abloh), «все это вопрос манеры и персональной подачи каждой девушки, которая подбирает детали одежды так, чтобы носить их в собственном стиле… Девушки не позволяют навязывать себе диктат трендов или марки. Какова роль моды? Вдохновлять людей. Наше предложение? Одежда, нацеленная на раскрепощение личности. Одежда, из которой вы можете создать свой собственный гардероб». Любопытно, что Вэрджил Эблох – не только глава самой бойкой на данный момент компании по производству одежды для молодежи, но и креативный директор известного репера Канье Уэста (Kanye West). Инженер-архитектор по образованию, он предлагает совершенно иной взгляд на моду и модное творчество.
Адаптировать одежду под себя
Манера подачи – неотъемлемая поведенческая реакция человека, обусловленная его жизненной позицией. В истории моды она существует с самых давних времен, как стремление адаптировать одежду под себя, ориентируясь на собственные желания, а не на диктат господствующих тенденций. Кутюрье конца XIX века ввели понятие сезонной моды, а в эпоху Коко Шанель актуальным стало понятие стиля. «Мода преходяща, стиль вечен» - эту фразу Шанель, словно мантру, повторяют все стилисты современности, и поспорить с ней сложно.
Понятие «манеры подачи» вернулось в 60-е годы. Ив-Сен Лоран заявлял следующее: «Женщина должна быть умна, обладать воображением. Все можно преобразовать… Нынешняя мода – это, прежде всего, мировоззрение и манера подачи». Таким образом, «манера подачи» (аttitude по-французски) стала лейтмотивом сезона.
Что характеризует сегодняшний объект молодежной моды? Современным девушкам не чужд вызов обществу, они появляются в необычных местах, состоят в различных сообществах, пропитываясь street style, играют на гибридности моды, фонтанируют энергией и имеют собственную точку зрению, которую доселе не видел или не воспринимал мир fashion. Ярким свидетельством могут служить признания Демны Гвазалия (Demna Gvasalia), немецкого дизайнера грузинского происхождения, основателя бренда Vetements и творческого директора дома Balenciaga: «Бренд Vetements родился в моей квартире с первых вещей, которые создавались для подружек, девушек, стиль и манера которых мне импонировали - они одевались не у известных дизайнеров, а носили «тряпье», пиджаки оверсайз и обтягивающие брюки, но главное – в них была эдакая андерграундная небрежность…».
Знание дела
Продолжаем тему бренда Vetements. Третья коллекция, представленная в марте 2015 года, стала искрой, из которой возгорелось пламя. С одной стороны, оригинальный взгляд на вещи, в котором переплеталось мужское и женское начало, армейские коды и «тряпье» гражданской жизни. Здесь предложен гардероб на каждый день – такой, каким его видят современные молодые люди, а не каким его диктуют правила. С другой стороны, Демна Гвазалия подходит к созданию одежды профессионально, ведь за ее плечами работа в таких модных домах, как Maison Martin Margiela и Louis Vuitton.
«Это парадоксально, но Vetements предлагает не только одежду, - утверждает Паскаль Монфор (Pascal Monfort), руководитель одноименного исследовательского бюро по маркетинговым перспективам и прогнозу тенденций. – Бренд наполняет смыслом свои модели, апеллируя к телу и моторике движений, учитывая манеру подачи, демонстрируя правильное знание структуры и кроя одежды. » Между прочим, Демна Гвазалия работает с социологом, который проводит опросы людей на улицах Лондона и Парижа на предмет их предпочтений в одежде. Это – новая «грамматика моды», создаваемая по примеру Алессандро Микеле (Alessandro Michele, дом Gucci), которая создает новый язык моды, созвучный времени.
Такие бренды, как Koché, Y/Project, Off-White, Jacquemus, Wanda Nylon, Hood by Air, Ellery, предлагают свое видение, в котором рука об руку шествуют улица и высокая мода, люкс и контркультура, мода и общество. «Это – поколение дизайнеров, выросших на streetwear 90-х годов, они тесно связаны с явлениями контркультуры – музыкой и спортом, например, серфингом и скейтбордингом. Именно они сегодня у власти, - утверждает Паскал Монфор. – Поэтому они проецируют на творчество свое бунтарское отношение к жизни, исчезнувшее из моды в 2000-х годах с приходом стерильных в эмоциональном плане fashion-персоналий. Также мы наблюдаем новый вид феминизма, …., но без ухищрений, без воинственного дискурса.»
Мода, вышедшая из-под власти фантазии
В марте основательница бренда Koché Кристель Коше (Christelle Kocher) представила свою коллекцию в квартале Strasbourg-Saint-Denis. Участниц показа сложно было отличить от обычных девушек, которых мы ежедневно встречаем на улице. «Я хотела предложить моду, вышедшую из-под власти фантазии. Моду, которую носят люди в повседневной жизни. Моду для реальных тел и сильных личностей, - рассказывает дизайнер. – Кастинг был организован как среди профессиональных моделей, так и среди обычных девушек, среди подруг. Конечно, не у всех модельный рост, зато они выделяют энергию, уверенность, напор и знают, как адаптировать одежду к своей личности. Это соответствует требованиям сегодняшнего дня.»
На показе Wanda Nylon (бренда, ставшего сенсацией и получившей гран-при ассоциации Andam) посетители также увидели на подиуме женщин с сильным характером: дерзкие капюшоны, платки в стиле gangsta, свободные комби-смокинги, вечерние платья поверх мужских футболок, брюки в паетках с низкими карманами, шапки, кепки, привинченные к голове очки – эдакий подростковый по своей энергетике стиль. Дизайнеру марки Джоанне Сеник (Johanna Senyk) импонирует идея того, что женщины одеваются для себя, а не для того, чтобы нравиться другим. «Дочь Ванды Найлон – очень женственна, но и у нее тот еще темперамент, который выражается в индивидуальной подаче, манере играть с одеждой.»
“Я – тот человек, который наблюдает за вами на улице”
Итак, резюме: полчища свитшотов с капюшоном, одетые задом наперед куртки Balenciaga от Демны Гвазалия, платья поверх футболок и мужских рубашек – сегодня одежда уходит от диктата моды. Например, вещи Y/Project (финалист конкурса LVMH Prize 2016): бомберы оверсайз с нарушенными пропорциями, длинные-длинные брюки с «гармошкой» внизу любят как девушки, так и юноши. «В моем шоуруме на одной стойке находится нейлоновый бомбер и сатиновое платье герцогини. Красной нитью каждого сезона проходит эклектизм, - подчеркивает Гленн Мартенс (Glenn Martens), голландский дизайнер, возглавляющий бренд с 2013 года. – Большая часть наших моделей адаптируется к человеку, который их носит. Мне безумно нравится идея адаптации одежды, это делает ее личной и веселой. Например, рукава или штанины специально задуманы длинными, чтобы их можно было подкатить. Клиентка сама выбирает, носить ли их гармошкой или подкатывать.»
Выбор конечного образа остается за клиентом, пусть даже дизайнер ему в этом готов помочь. «Я тот человек, который наблюдает за вами на улице, - добавляет Гленн Мартенс. – Я это обожаю, именно повседневность является главным источником моего вдохновения». Невольно рождается вопрос: неужели стремление соответствовать реальности ставит под сомнение современную моду? «Все эти бренды, действительно, действуют в духе времени, - утверждает Mademoiselle Agnès, ведущая документальных программ телеканала Canal +,- Они придают смысл одежде, играя на понятии манеры и жизненной позиции. В каком-то смысле, это делает остальные бренды устаревшими».