Мы продолжаем заметку «Три портрета», историю о трёх величайших французских арт-дилерах, деятельность которых в своё время изменила художественный мир и, фактически, сделала художественный рынок таким, каким мы его знаем сегодня.
После Поля Дюрана Рюэля вторым исключительным лицом в истории искусства стал Амбруаз Воллар. Его роль не менее значима в истории, однако, в отличие от предшественника, он был совершенно иным человеческим типом. Да, конечно, он прославил Сезанна, Ван Гога, Ренуара, Пикассо, Гогена, Руссо, организовал для них их персональные выставки, установил достаточно высокий нижний порог цен на их картины, постоянно подстёгивал интерес коллекционеров и их желание покупать больше и больше. Тем не менее, многие из его современников отмечали, что делал он все это скорее из собственной выгоды, а не от любви к искусству. Его обвиняли его в меркантильности, отмечая при этом еще и его скверный характер.
И это, в некотором роде, правда. Он был весьма умным, ловким и проницательным бизнесменом, который сделал своё состояние, руководствуясь ежедневной мантрой «покупай дешево, продавай дорого».
Как бы то ни было, Воллар сделал великое дело для искусства. Он был первым, кто понял, что художникам для того, чтобы выживать и процветать, нужны постоянное продвижение и экспонирование и, в первую очередь, финансовая и эмоциональная поддержка. И он же первый совершил совсем невообразимое и рискованное: начал покупать прямо из мастерской всё готовое, что имелось у художника в наличии.
В то время, когда многие критики всё еще критиковали и всячески поносили модернистов, Воллар упрямо и методично скупает их работы. В итоге сам он становится обладателем потрясающей коллекции с уникальными работами, цены на которые через несколько десятилетий буквально взорвут мир. Его галерея на rue Laffite высоко ценилась в кругах светских львов и эстетов, а постоянную клиентуру составляли Albert C. Barnes, Henry Osborne Havemeyer, Gertrude Stein и ее брат, Leo Stein, все – основатели крупнейших мировых коллекций Нового искусства. Самые знаменитые картины, которые составили основу самых богатых мировых коллекций, прошли через его руки.
Имея в распоряжении весьма неплохой капитал, Воллар освоил вторую профессию и сделал еще одну карьеру издателя. Он вложился в графику Мориса Дени, Одилона Редона, Дега, Руо, Боннара, Тулуз-Лотрека и Пикассо, печатал их гравюры, субсидировал многие заказы на художественное иллюстрирование книг. И даже стал писателем, чтобы написать биографии своих любимцев – Пикассо, Сезанна и Дега.
В благодарность многие из его протеже считали своим долгом запечатлеть Воллара в своём творчестве. Пикассо любил говорить, что «ни одна самая прекрасная барышня, когда-либо жившая на земле, не была столько раз написана, нарисована или выгравирована, как Воллар». И вы сами можете убедиться, насколько это высказывание справедливо.