В октябре 2016 года в Парижском музее современного искусства состоялось открытие ретроспективной выставки одного из самых сенсационных французских художников ХХ века – Бернара Бюффе (Bernard Buffet). Парижане, некогда боготворившие, а затем забывшие его, теперь выстраивались в очередь за билетами. Причудлива земная стезя!
Парижский музей современного искусства является владельцем самой крупной коллекции картин Бюффе, поэтому неслучайно выставка организована именно на его территории. На выставке представлены 150 живописных, графических и иллюстративных работ. Выбор сделан по жанрам (автопортреты, натюрморты) и по тематическим циклам: религия (Страсти Христовы), литература (Ад Данте, Двадцать тысяч лье под водой), аллегория (Птицы, Сумасшедшие). Особое внимание уделено исторической живописи (Ужасы войны, Сон после Курбе, Смерть). Кураторы выставки отобрали произведения, которые, по их мнению, красноречиво отражают судьбу и творческий путь Бернара Бюффе. Выставка сопровождается редкими фотографиями и документальными материалами из семейной и светской хроники.
Взлет Бюффе пришелся на послевоенный период. Бунтарь, нон-конформист, неоспоримый талант – он уже в 20 лет стал настоящей звездой парижского художественного бомонда. Ему прочили славу Пикассо и Дали. Его авторский стиль объединял в себе модернизм и черты салонного искусства – упрощенное изображение предметов в четком контуре, удлиненные пропорции, несколько отчужденные фигуры и нереальный по силе психологический посыл.
Период успеха принес ему невероятную славу, богатство и внимание коллекционеров. По версии «Нью-Йорк Таймс» в 1958 году его имя вошло в легендарную пятерку Франции наряду с Бриджит Бардо, Ив Сен-Лораном, Роже Вадимом и Франсуазой Саган. На Венецианском Биеннале 1956 г. его работам предоставили отдельный павильон, а во время Каннского фестиваля 1958 г. в городе даже было остановлено движение в связи с огромным количеством посетителей его персональной выставки! Роскошный замок, шикарный Роллс-Ройс, женитьба на красавице Аннабель Швоб, обожание прессы и публики – все это пришло к Бернару Бюффе в возрасте до 30 лет. Затем произошла парадоксальная ситуация. Оставаясь ценным кадром для рынка художественных произведений, Бюффе стал «белой вороной» в профессиональной среде. Его имя, стоявшее в одном ряду с Пикассо, практически исчезло с горизонта. Бюффе продолжал трудиться, не обращая внимания на капризы публики. По данным его эксклюзивного торгового агента Мориса Гарнье, наследие художника составляют 8000 – 10 000 работ, включая полотна, наброски и гравюры. Жизнь Бюффе трагически оборвалась в 1999 году. Узнав о неутешительном диагнозе, он покончил с собой, надев на голову пластиковый пакет с собственным именем. Смерть трагическая и символичная, как и прожитая жизнь. Сегодня наступил момент для переосмысления его творчества, о чем свидетельствует успех ретроспективной выставки, которая будет работать в Музее современного искусства в Париже до 26 февраля.
Музей современного искусства, адрес: 11 avenue du Président-Wilson, Париж (XVI округ), телефон: 01 53 67 40 00. Выставка «Bernard Buffet. Rétrospective» открыта до 26 февраля 2017 г.