Продолжаем тему осенне-зимней коллекции парижских выставок)))) на 2016 год. На очереди сюрреализм Рене Магритта. Центр Жоржа Помпиду собрал как знаковые, так и малоизвестные работы Магритта из частных и государственных коллекций.
Рене Магритт – необычная фигура в среде сюрреалистов. Он не был склонен к эпатажу – ни в жизни, ни в творчестве, не принимал психотропных средств, не признавал учение Фрейда, хотя психоанализ являлся основой философии Дали и прочих ярких представителей этого течения. Как говорят критики, самое интересное происходило у него в голове, а в не жизни. Наверное, поэтому интерес к Магритту не угасает, а, наоборот, возрастает с течением времени, потому что последующие поколения реагируют не на «пену дней» и шумиху почти вековой давности, а на истинное творчество и глубину.
На конференции 1936 года Магритт заявил, что картина «Избирательные сходства», нарисованная им в 1932 году, является поворотным моментом его творчества, означая отказ от автоматизма и произвола раннего сюрреализма. На картине изображено яйцо в птичьей клетке, и это – первая попытка решить «проблему» (парадокс) объекта. По сути, в дальнейшем каждое произведение Магрита посвящено поиску и решению таких парадоксов - будь то стул, швейная машинка, ботинки или дождь. Одним из самых знаменитых и концептуальных его произведений является «Вероломство образов» (La trahison des images), которое и дало название выставке.
На картине «Вероломство образов» изображена курительная трубка, под которой рукописно выведена надпись «Это не трубка» (Ceci n’est pas une pipe). Надпись кажется противоречивой, но фактически она верна. Картина с изображением трубки – это не сама трубка, а её образ. Поэтому семантика Магритта – важная составляющая, которая дает ключ к пониманию «проблемы».
Выставка, объединившая сотню картин, рисунков, архивных документов, представляет основные элементы, к которым художник обращался в своем творчестве: огонь, тень, занавески, зеркала, слова, дефрагментация лица и тела. Наше восприятие обманчиво и теряется в догадках между реальностью и стандартизированными образами. С одной стороны, желание подтолкнуть зрителя к размышлениям роднит Магритта с другими сюрреалистами, но поэтика его творчества, попытка установить «магическую» связь между зрительным и словесным образом – это индивидуальная черта бельгийского художника.
Рекомендуем! René Magritte. La trahison des images
Выставка работает в период с 21 сентября 2016 г. по 23 января 2017 г. Часы работы: 11.00 – 21.00 или 11.00 – 23.00 (ноктюрны по вторникам).