С наступлением осени мы больше времени уделяем тихим, интеллектуальным занятиям. Такова наша психология, ведь лето ассоциируется с динамикой, легкостью, а осень и зима – с пледом у камина и хорошей книгой в руках. Как вы поняли, сегодня paris@chance предлагает поговорить об искусстве. Что готовит нам выставочный Париж?
Звучное имя Рембрандта давно стало нарицательным, означая высшую степень мастерства в искусстве. Его картины – больше, чем изображение сюжета. Это попытка проникнуть в человеческую природу и приоткрыть завесу судьбы. Творческое наследие великого голландца составляет около 600 картин, в том числе 60 автопортретов, 300 офортов и 2000 набросков. Судьба вознесла Рембрандта к вершинам успеха, позволила своим талантом обеспечить безбедную жизнь, но затем безжалостно (как это порой бывает) сбросила баловня к своим ногам, и ему пришлось продать с торгов буквально все свое имущество – от нижнего белья до собранной коллекции картин художников Италии, Германии и Фландрии. Дом в Амстердаме был продан по цене семи золотых цепочек!
И в богатстве, и в бедности Рембрандт был предан живописи с одинаковой страстью. Последние два десятилетия жизни он совершенствовал себя в портретном жанре. Видимо, пережитое легче поддавалось анализу и выражению через портретное изображение реальных людей, чем через библейские сцены. Моделями художника являлись друзья и совершенно незнакомые солдаты и старики, в лицах которых читалась непростая судьба и внутренний свет. Благодаря Рембрандту жанр портрета и автопортрета достиг настоящего апогея
Рембрандт охотно изображал на полотнах своих близких – жену Саскию, сына Титуса, возлюбленную Хендрикье Стоффельс, подруг и друзей, поэтому название выставки Rembrandt intime, открывшейся в парижском музее Жакмар-Андре появилось неслучайно. Оно словно подчеркивает важность образов дорогих художнику людей на знаменитых полотнах. Впрочем, дело не столько в этом.
Предыстория экспозиции такова: Эдуард Андре (Édouard André) и Нели Жакмар (Nélie Jacquemart) приобрели три известнейших картины Рембрандта: Паломники в Эммаус (1629 г.), Портрет Амалии ван Сольмс (1632 г.), Портрет Арнольда Толинкса (1656 г.). Каждое из этих полотен отражает различные этапы жизни и творчества Рембрандта: учеба в Лейде, первые годы ошеломительного успеха в Амстердаме и годы профессиональной зрелости. Так родилась идея сопоставить эти картины с другими произведениями, чтобы проследить изменение стилистики автора и понять внутренний процесс рождения гениальности. Отсюда и апелляция к «интимности» в названии выставки – попытка увидеть творчество как бы изнутри.
На выставке представлены двадцать полотен и около тридцати графических работ, которые были любезно предоставлены лучшими музеями мира: Metropolitan Museum of Art (Нью-Йорк), Эрмитаж (Санкт-Петербург), National Gallery (Лондон), Rijksmuseum (Амстердам), Лувр (Париж), Kunsthistorisches Museum (Вена). Выбор работ сделан таким образом, чтобы устроить своеобразный диалог между картинами и позволить зрителю открыть все грани таланта Рембрандта.
Выставка Rembrandt intime в музее Jacquemart-André открыта с 16 сентября 2016 г. по 23 января 2017 г. Адрес: 158 бульвар Осман 75008 Париж. Чтобы узнать, какие полотна на ней представлены, предлагаем пройти по указанной ниже ссылке и посмотреть рекламный тизер Rembrandt intime.