Не счесть алмазов в каменных пещерах, не счесть жемчужин в море полуденном далёкой Индии чудес… Эти слова индийского гостя из оперы «Садко» совсем не метафора. Отныне сокровища Агры можно увидеть своими глазами в Большом дворце Парижа. Пять столетий истории индийского ювелирного искусства от эпохи Великих Моголов до махараджей представлены в рамках коллекции Al Thani в уникальном музее французской столицы. До этого выставка успела побывать в нью-йоркском Metropolitan Museum of Art и лондонском Victoria and Albert Museum. 80% коллекции предоставлены из личной сокровищницы шейха Аль-Тани, члена королевской семьи Катара. 20% коллекции предоставлены крупнейшими музеями мира. На выставке можно увидеть как современные изделия, созданные на заказ крупнейшими ювелирными брендами, так и подлинные индийские украшения, словно сошедшие со страниц сказок… Как утверждают специалисты, выставка отражает два основных направления: великолепие индийского искусства времен Великих Моголов и взаимное влияние культур Индии и Европы, установившееся с эпохи Возрождения.
Сценография выставки погружает посетителя в грандиозный и загадочный мир востока – на входе вас встретят геммы и украшения из древней сокровищницы, которые, как утверждают историки, император Джахангир хранил в шести разных крепостях. Индийцы всегда имели особое отношение к камням, в отличие от европейцев. Огранка и придание камню искусственной симметрии воспринимается на востоке чуть ли не святотатством. Зато на камни часто наносилась гравировка, что делает их сегодня историческими реликвиями. Целая стена из гравированных изумрудов с великолепной подсветкой переносит посетителя в волшебный сад, при этом самый крупный изумруд весит 211,7 каратов! Но это далеко не все. Розовый алмаз Агра весом 28,15 каратов не только потрясающе красив, но и имеет за собой историю, достойную пера писателя. В 1526 при захвате города Агра раджа выкупил свою жизнь у императора Бабура за сокровищницу, самым ценным экспонатом которой был именно этот алмаз. С тех пор несколько поколений правителей Индии украшали тюрбаны этим удивительным камнем.
Далее посетитель переходит к разделу выставки, посвященному драгоценным предметам: золотая подставка для ног, жезл из горного хрусталя с головой птицы (золото, эмаль), нефритовая посуда, кинжалы с рукоятью в виде головы херувима и клинком из закаленной стали… Изделия поражают совершенством замысла и исполнения. Нефрит (жадеит) имеет особое значение в культуре Индии – он широко использовался для оформления бытовых, культовых и военных предметов.
Отдельная часть выставки посвящена церемониальным предметам и украшениям, например, великолепному собранию украшений для тюрбанов, в которых чувствуется влияние европейской ювелирной традиции. Мы наблюдаем более строгие геометрические формы и огранку багет, придуманную Луи Картье.
Традиционная индийская технология оправки кундан из литого золота конкурирует с первыми образцами закрепки на западный манер. Что же касается собрания драгоценностей, созданных европейскими мастерами на заказ махараджей или просто под влиянием индийской культуры, они великолепны! Например, авторство браслета из Бароды неизвестно, но по стилистике огранки бриллианта и изумрудов можно предположить, что речь идет о ювелирном доме Van Cleef & Arpels.
В каждой восточной сокровищнице есть рубины! На выставке можно в полной мере насладиться их красотой, например, императорский перстень 17 века или кольцо в стиле ар-деко, созданное в 1930 г. домом Mauboussin для махараджи Индора, рубиновое колье от дома Cartier, сделанное на заказ принца Наванагара в 1937 г. Кстати, это колье впервые выставляется на обозрение широкой публики.
Выставка «От Великих Моголов до Махараджей» открыта в Большом дворце до 5 июня. Не упустите возможность! Подробности на сайте музея.
http://www.grandpalais.fr/fr/evenement/des-grands-moghols-aux-maharajahs