Авокадо – фрукт родом из Мексики, где употреблять его начали еще 8 тысяч лет назад. Попав в Европу во времена испанской конкисты, он сразу стал изысканным лакомством, хотя жители Америки называли его «маслом для бедных».
На данный момент авокадо стоит в одном ряду с капустой кале, киноа и прочими здоровыми продуктами. Это неизменный хит Инстаграма и блогов, посвященных вопросам здорового питания. Но сегодня мы взглянем на него под совершенно другим углом зрения.
Элемент роскоши
«Сомневаюсь, купить шестой Айфон или килограмм авокадо». В июле мексиканцы констатировали поразительный рост цен на этот фрукт, о чем свидетельствовал хештег #CaroComoElAguacate («дорогой, как авокадо»). Если в январе килограмм стоил 16 песо (около 0,80 евро), то через шесть месяцев цена взлетела до 80 песо (около 4 евро). Официально объединение сельхозпроизводителей штата Мичоакан выдвигает аргумент сезонности, но неофициально речь идет скорее о последствии аппетитов северо-американского рынка и (в более широком плане) всего западного рынка в отношении авокадо и его производных вроде бургера с авокадо, poke-bowls, buddha bowls, .... По данным министерства экономики Мексики объемы экспорта этого «зеленого золота», насыщенного протеинами и жирными кислотами, достигли 1,5 миллиарда долларов в 2015 году, хотя в 2003 году цифра едва преодолела отметку 58 миллионов.
Если страна не может похвастаться богатой экономикой, она максимально использует фактор спроса на свою продукцию, причем, не всегда разумно. Поэтому Мексика и другие экспортеры авокадо решили резко увеличить объемы производства благодаря агрохимическим препаратам, а также за счет вырубки роскошных сосновых лесов. Конечно, последствия печальны – повышение содержания углекислого газа в атмосфере и, в итоге, вклад в историю потепления климата. В период между 2000 и 2010 гг. было уничтожено около 690 га леса. Помимо неблагоприятного влияния на климат, возросший аппетит к авокадо со стороны западных потребителей и взлет цен на этот продукт привлек к себе внимание наркокартелей. В результате – для местных жителей привычный продукт оказался не по карману.
Социальные и экологические проблемы вышли на первый план не только в Мексике, главного экспортера авокадо, но и в других странах Азии и Африки. В августе Guardian резюмировала ситуацию: «Основная проблема заключается в том, что если продукты прибывают издалека, мы не особо задаемся вопросами об их происхождении и влиянии на производителей и экологию».
По мнению сотрудника фонда «GoodPlanet» Яна Артуса-Бертрана (Yann Arthus-Bertrand), такое массовое потребление авокадо в богатых странах дает противоречивый эффект, ведь, с одной стороны, оно повышает цену продукта для местного населения, а с другой стороны, обогащает некоторых производителей, вызывая перераспределение богатств. Однако, нельзя впадать в другую крайность и призывать к отказу от полезного продукта, причем, полезного как для здоровья, так и для экономики стран-экспортеров. Кстати, Франция в лице Корсики и Антильских островов также относится к числу производителей (1000 тонн в год).
Специалисты предлагают, во-первых, активно диверсифицировать источники авокадо, чтобы крупные экспортеры не зацикливались на одной культуре. Во-вторых, следует учесть сезонность авокадо: хоть он и находится на прилавках круглый год, пик его потребления приходится на период с сентября по апрель. Спад потребления в летний период снижает риск перепроизводства, а, следовательно, объем использования пестицидов и уничтожение лесов. Поэтому обращайте внимание на этикетку, чтобы понять, сколько тысяч км проделал или не проделал выбранный вами фрукт.